Аналитики предполагают несколько возможных вариантов развития искусственного разума. По мнению экспертов, уже в ближайший десяток лет будет совершено множество попыток создания полноценного ИИ. Для работы этого программного алгоритма нужен не такой уж мощный компьютер, как считалось раньше, технические возможности для создания ИИ в ближайшее десятилетие могут появится у достаточно великого числа граждан. Поэтому нужно представлять себе угрозу таких технологий уже сегодня. Если пронаблюдать за достижениями в области создания ИИ, то можно проследить, как растёт с каждым годом число заявлений различных мировых гигантов в области ПО и компьютерных технологий о создании подобных систем. И хотя создание ИИ – очень сложный и ресурсоемкий процесс, сильный и хорошо слаженный ИИ способен решать и анализировать такие задачи, которые человеку были бы не под силу. Правда, выдающийся физикРоджер Пенроуз совершено уверен, что подобные устройства человеческий разум превзойти никогда не смогут и будут решать только прикладные задачи.
Но есть одна существенная проблема - плохо работающая, работающая с ошибкой или, что еще хуже, машина, изначально работающая против человечества, может захватить и разрушить информационную структуру мира за несколько месяцев, а по самым плохим сценариям – за несколько часов. Как показала катастрофа в Японии, несмотря на все достижения технической цивилизации, человек остается весьма уязвимым биологическим существом.
Не надо также сбрасывать со счетов и вероятность того, что достаточно сильные ИИ могут быть созданы сразу в нескольких лабораториях. Такой расклад так же не является удачным для развития общества. В этом случае лаборатории, вероятнее всего, попросту «натравят» ИИ против друг друга, что довольно скоро приведет к кровопролитию людей.
Сейчас ученый мир предполагает два варианта развития ИИ: как систему, действующую по программе, которая задана человеком (а человек, к сожалению, часто становится рабом желаний и иррациональных импульсов), и как систему с возможностью самостоятельных логических вычислений и аналитики, с возможностью менять правила этих вычислений. В первом случае мир рано или поздно столкнется с жаждой власти человека, запрограммировавшего машину. В этом варианте у человечества еще остается, пусть и мизерный, но шанс на спасение. Во втором же случае велика вероятность осуществления одого из многочисленных алармистских сценариев Голливуда про наше трагическое будущее, когда планету захватывают роботы и прочая кибернетическая нежить.
А ныне, швейцарском Лозанне, в Ecole Polytechnique Federale de Lausanne, собираются запустить проект Human Brain Project, в рамках которого к 2023-му году с помощью еще 13 европейских центров будет создан самый крупный компьютерный человеческий мозг. И будет в нем работать столько же нейронов, точней, их электронных моделей, сколько их есть у нас – 100 миллиардов.
У главы проекта, профессора Генри Маркрама (Henry Markram), цели вполне прагматические. Все, что ему нужно, – это универсальный инструмент для изучения болезней человеческого мозга и механизмов его работы.
По его словам, от этих болезней страдает четверть населения планеты, а большинство фармакологических компаний отказывается проводить исследования человеческого мозга из-за их сложности и дороговизны. 200 тысяч ученых по всему миру изучают работу мозга, концентрируясь на одной из его микроскопических деталей. Они опубликовали по этому поводу уже 5 миллионов научных статей, и каждый год это число увеличивается минимум на сто тысяч.
Маркрам считает, что для объединения всех этих усилий нужна модель мозга, пусть пока даже несовершенная, которая неизбежно унифицирует ход исследований и позволит проводить многие эксперименты в рамках единой концепции – совершенствуя компьютерную модель мозга, исправляя ее, и направляя большинство экспериментов в понятном и нужном русле.
Профессор Маркрам уже давно занимается проблемой создания модели мозга. В 2008-м году, когда разработчики искусственного интеллекта оперировали сетями из сотен, если не десятков нейронов, его команда разработала чип с названием "Blue Brain", насчитывающий 10 тысяч моделей мозговых клеток. Сейчас "Blue Brain" оперирует с 360 тысячами нейронов. До ста миллиардов эта цифра серьезно не дотягивает, но Маркрам уверен, что через десятилетие с небольшим она уже станет реальностью.
Цена вопроса – миллиард евро на 10 лет. За этот грант от Европейского союза, который будет присужден летом следующего года, сейчас соревнуются шесть научных консорциумов Европы, и команда Маркрама в этой гонке считается фаворитом.
Как нам следует относиться к этим перспективам? Видимо, для начала надо признать, что мы не в состоянии остановить прогресс, кроме как разрушив всю научную систему до основания. Но зато мы в состоянии бороться за направление вектора развития цивилизации. И хотя выгоды от технологий, подобных чипованию, для большинства жителей планеты не очевидны, необходимо сопротивляться попыткам сделать информацию о нас прозрачной и доступной для практически неидентифицируемых организаций.
По информации CNews R&D